Главная Новости

Где в Петербурге можно найти отголоски египтологической моды

Опубликовано: 18.09.2023

Оглядываясь назад, мы можем заметить не одну-две волны особенно высокого интереса к культуре Древнего Египта. Те, кто сейчас попадает под влияние эпохи фараонов и пирамид, возможно, движимы примерно теми же мотивами, что и жители Римской империи. С расширением государства рос и интерес к его отдаленным владениям, чему способствовали и отношения между монархами - например, внешнеполитическая деятельность Клеопатры.

Из издания «Описание Египта» 1809 г.

До строительства Санкт-Петербурга оставались еще столетия, но мода на египетскую архитектуру могла как уйти, так и вернуться. Конечно, земля фараонов не осталась без внимания в эпоху Возрождения. Катализатором интереса к египетским чудесам стало открытие памятников этой древней цивилизации в окрестностях Рима. Путешествия отважных исследователей в Африку предоставили европейским градостроителям, домовладельцам и их архитекторам новую информацию и новое вдохновение – так появились пирамидальные гробницы и другие сооружения, созданные по египетским мотивам.

В 1870-е годы по инициативе Екатерины II. в Царском Селе создана гробница-пирамида. Там в старинных контейнерах покоился прах любимых собак императрицы.

Но настоящая «болезнь» под названием «египтомания» охватила Европу после похода Наполеона в Египет в 1798-1801 годах. Нет, корсиканец не ставил перед собой главной цели обогатить западную цивилизацию археологическими открытиями и интересными находками – он главным образом пытался перераспределить сферы влияния и расширить французские колониальные владения. Однако как прогрессивный государственный деятель Бонапарт заботился не только об оружии и военной технике. Вместе с солдатами и офицерами в Египет отправилась еще одна «армия» — ученые, художники, граверы и просто энтузиасты — те, кому предстояло вернуться с завоеваниями особого характера.

М. Оранжевый. «Наполеон у пирамид»

Одним из результатов египетской кампании стала публикация большого труда под названием «Описание Египта», над которым работали сотни специалистов. Первый том появился в 1809 году, а когда последний вышел в 1829 году, Европа и Новый Свет уже были охвачены египтоманией.

Сфинксы, пирамиды, иероглифы в архитектуре Санкт-Петербурга.

Пополнялись личные коллекции - "кункеты", гостям показывали мумии, скарабеев, украшения и предметы древнего культа, которые были раскопаны и вывезены из Египта. Внутреннее убранство дворцов и особняков все больше определялось египетской тематикой, стены украшались иероглифами и барельефами, у входа ставились сфинксы и фигурки богов с человеческими телами и головами животных.

М. Н. Воробьев. «Пристань со сфинксами в 1835 году»

Именно сфинксы положили начало петербургскому «тренду» украшения столицы предметами античного искусства и его подражаниями, моде на Древний Египет в условиях северной Венеции. В 1832 году в Россию прибыли огромные гранитные фигуры, обнаруженные пионером египтологии Жаном-Франсуа Шампольоном при раскопках города Фив. Сфинксы «охраняли» гробницу фараона Аменхотепа III, на каменных лицах этих двух фигур было вырезано изображение юного правителя. Возраст сфинкса оценивается примерно в три с половиной тысячи лет.

Сфинкс на Университетской набережной.

До Петербурга они добрались благодаря писателю и путешественнику Андрею Николаевичу Муравьеву, который в переписке с императором Николаем I убедил его купить гигантские статуи. Много сил и удачи потребовалось, чтобы перевезти сфинксов в северную столицу; Сначала их перевезли в Александрию, а затем удалось продать во Францию. Оттуда, благодаря новой Французской революции, сфинксов наконец вывезли в Россию. Транспорт сказался на внешнем виде статуй – откололись фрагменты, включая бороды и части надписей, но в остальном сфинксы выдержат испытание временем, как и новый для них климат.

Считается, что сфинксы защищают город от наводнений.

Некоторая мистика присутствовала – когда речь идет о Древнем Египте, она неизбежна, даже современное кино не-нет, а вернется к теме проклятий фараонов и разрушенных гробниц. На сфинксов возлагали вину за внезапную смерть тех, кто был так или иначе связан с их транспортировкой в ​​Россию, но главное, признавалась их роль как защитников города, особенно перед рекой: установив египетские фигур на набережной, частота наводнений в Петербурге снизилась, они стали гораздо менее разрушительными. Говорят также, что сфинксы меняют выражение лица в течение дня и лучше на них как можно меньше смотреть.

Поющий мост, жилой дом и жилые ворота

Созданный в 1826 году цепной мост через реку Фонтанку, соединивший Покровский и Безымянный острова, также обрел свои легенды и поверья. Он создан в том же египетском стиле: колонны и другие фрагменты порталов были украшены характерными узорами, а с каждой стороны мост «охраняли» чугунные сфинксы.

Египетский мост в 1896 году.

Прошло не так много времени после торжественного открытия моста, и мост получил прозвище «поющий»: цепи, на которых держалось сооружение, при движении издавали звук, похожий на грустную песню. Это напоминало похороны – и об этом еще не раз будет сказано потом, когда грянет беда. Однажды в январе 1905 года, почти через восемь десятилетий после своего создания, поле обрушилось на лед Фонтанки, в то время как на мосту находился конногвардейский полк и несколько саней с таксистами. Этот случай станет иллюстрацией для школьных учебников физики как проявление эффекта резонанса, но информации, подтверждающей эту версию, нет. Скорее всего, причиной развала стало плохое качество железа.

Обрушение Египетского моста в 1905 году.

Правда, жители Петербурга нашли и другие версии: то ли произошедшее стало результатом проклятия некой девушки Марии, брошенной офицером, то ли сфинксы сами по неизвестной причине разгадали поющий мост.

Прогуляться по «египетским» памятникам Петербурга и послушать их историю – особое удовольствие для туристов и любителей погрузиться в историю города. Непременной частью этого увлекательного маршрута станет посещение города Пушкина недалеко от северной столицы – там, у входа в Царскосельский Александровский парк, примерно в то же время, в 1826-1830 годах, стоял Египетский, или Кузьминский, появились ворота. Дизайн ворот создателям подсказало все то же издание – французское «Описание Египта», из которого, в частности, были взяты изображения странствий Осириса по миру мертвых.

Египетские ворота в Царском Селе.

Кстати, одна из башен этих ворот до восьмидесятых годов прошлого века была жилой, там располагалась квартира в три этажа; последним жителем был администратор близлежащего сельскохозяйственного института.

Пожалуй, вершиной петербургской египтомании стало строительство «Египетского дома» за несколько лет до революции. Жена адвоката Нежинского Лариса Ивановна поручила архитектору Михаилу Сонгаилу спроектировать необычный доходный дом. Его фасад украшали барельефы и полуколонны с изображениями египетских богинь, бога солнца Ра и сцен из жизни древних египтян. При всей своей оригинальности дом Нежинской был оборудован по новейшим техническим стандартам; там даже был автоматический лифт. Это здание, расположенное на улице Захарьевской, до сих пор привлекает внимание.

Египетский дом на Захарьевской.

Для жителя Запада все, что связано с Древним Египтом, — это целая вселенная, чужая и загадочная. Возможно, еще не раз произойдет повышение интереса к египетской культуре и это вновь отразится на создании зданий в египетском стиле в современных городах.

https://kulturologia.ru

/

rss