Главная Новости

10 сентября 2023 г. ;ОМДА| Страна чудес Болгария

Опубликовано: 10.09.2023

10 сентября 2023 г. ;ОМДА| Страна чудес Болгария

Благовеста Касабова

Романы, рассказы и повести Константина Дончева я прочитал поздно, только во втором или третьем изданиях, но они произвели на меня впечатление сразу. Я понял, что их автор — бесспорно талантливый рассказчик, широкого кругозора, с четкой творческой позицией. Не случайно публикацией своего первого романа «Операция SOS» он произвел впечатление на некоторых самых известных писателей и критиков конца прошлого века. Богомил Райнов, Андрей Гуляшки, Крастьо Куюмджиев положительно отзываются о его даре рассказчика и мастера сюжета. К этой оценке я бы добавил глубокое знание событий, происходивших на европейской политической арене во время Второй мировой войны, и человека того времени, рассматривая его с моральной, гражданской и идеологической точки зрения.

Константин Дончев – автор десятка книг романов и рассказов, в том числе «Незабытые сны», «Мамины слёзы», «Искушение Одиссея». Но его имя серьезно утвердилось с выходом романа «Операция SOS», недавно вышедшего вторым изданием. Писатель определил ее как экспрессивную, и, вероятно, правильно, поскольку ее сюжетная рамка охватывает небольшой промежуток времени - начало разворота Второй мировой войны, начало отступления и разгрома гитлеровской армии, т.е. начало конца фашизма. А потому, что действие развивается в «экспрессивном» темпе, без задержек и задержек – в считанные дни, как мы говорим.

Одним из сильных, ведущих качеств романа «Операция SOS» является интригующий сюжет, насыщенный сложными, драматичными и рискованными ходами и стратегиями, держащий читателя в напряжении от первой страницы до последней. В секретной, опасной и сложной операции по спасению пленного советского полковника Виктора Корнилова участвуют преимущественно антифашисты, простые люди, борющиеся с нацизмом в самом сердце гитлеровской Германии. Люди разных сословий, социального окружения, образования, но объединенные, преданные и непоколебимые в борьбе против античеловечной фашистской идеологии и ее лидеров, возглавляемых всемирно известным немецким хирургом профессором Шмидтом и его дочерью.

В операции - Виктора Корнилова вроде бы убивают, чтобы его вывезли из больницы, - профессор Шмидт является двигателем главных событий, проблем и стратегических ходов. Константину Дончеву удалось умело вплести в свою художественную идею - никакая античеловеческая идеология, какой бы силой она ни обладала, не сможет победить, если ее суть антигуманна и аморальна. Риск, на который идет профессор Шмидт, а также его партнеры - солдаты и гражданские лица - смертелен, но ни он, ни его соавторы не испытывают ни малейшего колебания.

Для большого успеха романа важен и талант писателя создавать образы – яркие, плотные, настоящие, почерпнутые непосредственно из живой жизни. Даже те, кто не поставлен на передовую и участвует в действии эпизодически - Франц, полковник Вассерман, Роберт, Шуман например - имеют свои лица, свой характер, образ поведения и мышления. Роман выигрывает также от чистоты слова, от лаконизма повествования – без скучных и ненужных обстоятельных и навязчивых авторских присутствий. Константин Дончев предоставил своим героям выражать себя, характеризовать себя, влиять на читателя самостоятельно – через свои действия. И события должны развиваться логично, без вмешательства и насилия. Это редкий дар, и писатель им несомненно обладает. Более того, он расширяет и обогащает ее заметно в романе «Приговор», являющемся своеобразным продолжением «Операции SOS».

Действие «Приговора» происходит на болгарской земле. Победа над фашизмом пришла. Болгарский народ освободился от фашизма, война осталась лишь в слезах и боли павших борцов. Повествование здесь развито широко и углубленно, и это говорит нам о том, что автор, помимо того, что талантливый рассказчик, является еще и глубоким исследователем нашего недавнего прошлого, патриотом и знатоком сердца. Временной период в «Приговоре» велик – с начала 1945 года практически до конца социалистического правления государства. Однако акцент делается на первые годы после победы 9 сентября 1944 года. Управление нашей страной находится в руках борцов-антифашистов, особенно партизан. Людям, которые пожертвовали самым дорогим ради светлой идеи.

Однако реальность, с которой они сталкиваются, расходится с их желаниями и ожиданиями. На практике это оказывается не менее сложно, сложно и непредсказуемо – не совсем то, о чем мечтали. С одной стороны, убийцы и предатели по-прежнему на свободе, а у власти находятся иностранные агенты. С другой стороны — жестокие щупальца советского КГБ, в лице личного посланника жестокого Берии — Покровский осуществил ряд действий, несовместимых с гуманистическими посланиями новой власти.

Константин Дончев выводит на первый план трех главных героев, ведущих действие - Марина Антонова, известного партизанского командира, ныне возглавляющего Госбезопасность, капитана Крастева - бандита, убийцу не только партизан и палачей, но и десятков невинных людей и женщины, а генерал Радев - честный и бескомпромиссный солдат Красной Армии - болгарин по происхождению и патриот по убеждениям, главная мишень КГБ.

Действие в этом романе развивается также быстрыми темпами, но на гораздо более широком фронте и во многих других направлениях – от преследования предателей и убийц, через работу внедрённых в молодое правительство шпионов внешней разведки, до коварных интриг Покровский и интимная жизнь Марина Антонова и его преданного друга партизана Штерева. Картина времени и его героев панорамна, сурова, как социальный климат, насыщена судьбоносными событиями и проблемами. На этом неоднозначном фронте писателю Константину Дончеву удалось через героев-руководителей сюжета и их окружение художественно убедительно отстоять свою идейную цель. И это предельно ясно – наличие человеческого фактора в очернении самой светлой, самой социально справедливой идеи. И истинность тезиса о том, что каждая революция свергает своих самых преданных борцов. И роль жесточайше репрессивна, не меньшая, чем у фашистского гестапо, советского КГБ. Писатель поставил перед собой трудную и ответственную задачу перед будущими поколениями, реализация которой требует не только высокого таланта, но и мужества и нравственности.

Обязательно хочу отметить дар автора провести подробный психологический анализ своих героев, человеческой природы в целом и своих первых рассказов. Я имею в виду эмоционально шокирующую картину гибели убийцы лейтенанта Крастева. Непреодолимо впечатляет и его находка, оставляющая его на растерзание голодным крысам в подземелье. Он наказал его по делам убедительно.

Надо сказать, что Константин Дончев одинаково хорош и в великих художественных формах - романе, и в рассказе. Совсем недавно вышел сборник избранных рассказов и романов «Вдали от богов». В него отобраны некоторые из его лучших рассказов, воссоздающих живую жизнь нашего народа, особенно сельского народа, коренным образом связанного с землей и природой. Красочные, трогательные, веселые и грустные переживания, красочные, как цвет и настроение, наполняют страницы книги и знакомят нас с миром, наполненным мудростью, честностью, хитростью, трудолюбием, ленью, злобой, а также великой человеческой добротой и отзывчивостью. Рассказы — это не только приятное и любопытное чтение, они представляют собой, прежде всего, точное и правдивое описание нашего недавнего прошлого — нравов, обычаев, мировоззрения, мышления и поведения человека второй половины ХХ века.

И здесь мы снова касаемся таланта писателя лепить образы из немногих слов или всего лишь нескольких запоминающихся деталей. Приятны своей доброжелательностью или своей хитростью, своей наивностью или своим прагматизмом ходят по белому миру, например, бабушка Гица из "Высокото", Гого и Бай Колё Прухлето из "Хорошего дела", Ангел и Бай Иван из "Монтажника". " и т.п.

В «Вдали от богов» вошли также две повести — «Следствие» и «Моя звезда», которые с другой стороны раскрывают нам творческие возможности Константина Дончева — воссоздать с тем же художественным подтекстом, что и в великих художественных формах, интимно-эмоциональные волнения и переживания рабочего, рядового болгарина. И он еще раз доказывает нам, что он не только один из лучших рассказчиков современности, но и проницательный народный психолог. Местный летописец одной из самых кровавых и жестоких эпох в истории человечества. Но и из самых ярких и человеколюбивых. Чего, к сожалению, нельзя сказать о сегодняшнем времени – коварно жестоком и антиобщественном.

rss